Музей экслибриса - на заглавную, Exlibris Museum

Exlibris - "из книг"

 
Музей экслибриса
О музее


Категории экслибрисов
по автору
по теме

 
 Информация
литература
книжная графика
издательские марки

 

 

Алексей Чернигов

УИЛЬЯМ БАТЛЕР И АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЭКСЛИБРИСА

В один из зимних вечеров в конференц-зале Центрального Дома архитекторов, что расположен на уютной старомосковской улочке, собрались писатели и журналисты, художники, исследователи и собиратели книжной графики и экслибриса. На эту встречу их привело желание познакомиться с профессором Лондонского университета Уильямом Батлером - известным книголюбом, членом Ассоциации личных библиотек Великобритании, ответственным секретарем английского Общества экслибрисистов, редактором "Журнала книжного знака", вице-президентом Международной ассоциации обществ экслибрисистов, автором книг и статей о современной книжной графике и экслибрисе.
Прежде чем рассказать о библиофильской деятельности У. Батлера, остановимся на биографии этого интересного человека, на его профессиональных занятиях и на том, как он пришел к увлечению книгой и книжным знаком.
Уильям Эллиотт Батлер, внук штукатура и сын бухгалтера, родился в 1939 году в городе Миннеаполис (США), расположенном в верховьях реки Миссисипи. Здесь прошли его детские годы и здесь же зародилась и окрепла с годами его любовь к книге. Интересно, что уже в раннем детстве у Батлера проявилась тяга к систематизации, когда в возрасте около десяти лет он составил свою собственную энциклопедию. Это была рукопись в несколько сот страниц с многочисленными картинками, вырезанными из журналов, включавшая биографические статьи и вообще все то, что вызывало у мальчика большой интерес.
Профессию У. Батлер выбрал себе довольно рано. Прежде всего ему стало ясно, что естественные науки не для него; наибольший интерес сначала вызывали история и экономика. А закончив школу, он решил заняться юриспруденцией, которая и стала его профессией.
Высшее образование для У. Батлера началось с колледжа, потом он учился в университетах Вашингтона, Балтиморы и в Гарвардском, где в 1966 году получил диплом доктора права.
В том же году У. Батлер поступил в университет имени Дж. Хопкинса, но уже в качестве докторанта, и в 1970 году защитил докторскую диссертацию "Советский Союз и морское право". Затем успешно прошел конкурс в Лондонском университете и переехал в Англию. И наконец в 1979 году У. Батлер защитил в Лондонском университете докторскую диссертацию на тему "Международное и сравнительное право, и в частности русское и советское право", и получил диплом доктора права и юридических наук.
У. Батлер - крупный ученый, профессор. У него около 450 научных трудов, в том числе 40 книг. К числу наиболее значительных своих работ сам У. Батлер относит монографию "Советский Союз и морское право", опубликованную в 1971 году в США и Англии, в основу которой положена его первая докторская диссертация, а также книги "Североморской путь" и "Собрание документов о СЭВе", редакцию книги "Международное право в сравнительной перспективе", перевод книги известного советского ученого Г. Тункина "Теория международного права" и, наконец, монографию "Советское право".
Для библиофилов и особенно тех, кто интересуется историей русского права, небезынтересно узнать, что в 1973 году в Нью-Йорке было опубликовано факсимильное издание книги русского дипломата П. П. Шафирова "Рассуждения о причинах войны между Россией и Швецией" (1717) с обстоятельными комментариями профессора У. Батлера. Труд П. Шафирова - первая русская книга по международному праву, до нее в России публиковались лишь переводные издания. Петр I очень заинтересовался книгой, взял на себя труд редактировать ее, написал к ней заключение. В 1722 году в Лондоне вышел анонимный перевод этой книги, в котором автор был представлен лишь инициалами "P.S.". Профессор У. Батлер сличил оба текста и в результате сумел идентифицировать автора - Петра Шафирова. При составлении комментариев им были использованы обширные архивные данные.
Огромная эрудиция и научный авторитет позволили У. Батлеру не только получить звание профессора Лондонского университета и должность заведующего кафедрой сравнительного права в Университетском колледже в Лондоне, но и стать директором Центра по изучению правовых систем социалистических стран, активным участником англо-советского правового сотрудничества.
Интерес к книге, возникший в раннем детстве, постепенно перерос у У. Батлера в увлеченность. Рубежом для него стал 1962 год, когда во время очередной поездки в Европу и Советский Союз он познакомился с одним почтенным библиофилом, увлекшим его своими рассказами. Начались поиски книг. Постепенно сформировалась ориентация в коллекционировании: россика (все о России, включая ее историю, географию, право и проч.) и история международного права, в которой слились воедино профессиональные интересы и библиофильство.
В 1973 году У. Батлер натолкнулся в еженедельной литературной газете "Таймс Литерари Саплмэнт" на рецензию о книге Северина и Рида "20 лет европейского экслибриса", которая заинтересовала его тем, что в ней упоминались советские графики. Началась новая страница библиофильских увлечений У. Батлера - интерес к книжному знаку.
Летом того же года профессор, будучи в Ленинграде, обратил внимание на транспарант, висевший на Невском проспекте, который извещал о выставке работ художника А. И. Калашникова. Того самого Калашникова, который так полюбился У. Батлеру еще по книге Северина и Рида. Так началось знакомство с работами замечательного советского графика, а вскоре между ними завязалась дружба.
"Экслибрис - это естественное продолжение интереса к книге. Он соединяет в себе книгу и искусство..." - говорит У. Батлер.
Сначала он коллекционировал только советские и английские экслибрисы. Потом стал собирать также работы американских и некоторых других европейских художников.
Однако самым серьезным шагом в расширении коллекции несомненно следует считать приобретение У. Батлером в США в 1983 году крупного собрания экслибрисов. В свое время эта коллекция, насчитывающая около 150 тысяч знаков, выполненных преимущественно до начала 40-х годов, была завещана библиотеке редких книг в Нью-Йорке, где владелец состоял членом совета. 14 лет коллекция пролежала в библиотеке без движения. В конце концов было решено ее продать. На объявление о продаже откликнулся целый ряд лиц, желавших приобрести эту обширную коллекцию, включавшую англо-американские знаки, лучшие европейские, а также тысячи дублей. Из всех поступивших заявок нью-йоркская библиотека остановила свой выбор на одной, особенно ее заинтересовавшей. Покупатель одновременно с приобретением коллекции брал обязательство издать каталоги, организовать выставки, публиковать статьи о ней и т. п. Этим покупателем и был профессор У. Батлер.
Как человек не только любознательный, но в первую очередь целеустремленный и последовательный, У. Батлер сближается с членами английского Общества любителей экслибриса, а вскоре становится одним из его наиболее активных членов. В 1977 году он избирается ответственным секретарем Общества, а с 1983 года, с момента основания "Журнала книжного знака", становится его редактором.
Общество экслибрисистов основано в Англии недавно - в 1972 году. Однако корни его уходят в прошлое. Поклонники экслибриса в Англии считают, что это Общество является наследником Общества экслибрисистов, основанного в Лондоне в 1891 году и существовавшего до 1909 года.
Членами английского Общества любителей экслибриса состоят люди самых различных профессий. Среди них встречаются библиофилы, художники и просто собиратели и знатоки экслибриса. В 1984 году Общество насчитывало 217 членов, а к началу 1985 года - 275.
Деятельность Общества включает в себя издание журнала, ежеквартальных информационных писем, организацию и проведение крупных выставок экслибриса, выпуск (примерно раз в год) книг, посвященных экслибрису, подготовку статей об экслибрисе для публикации в других изданиях (например, в журнале Общества личных библиотек) и, наконец, проведение заседаний (не реже четырех раз в год). Как правило, программа заседания включает обсуждение работ одного художника, посещение общественной или частной коллекции, доклад о каком-либо аспекте коллекционирования экслибриса. Традиционно в июне каждого года проводится вечер членов Общества, посвященный обмену экслибрисами.
На страницах "Журнала книжного знака" публикуются полные списки экслибрисов тех или иных художников, статьи о связи между экслибрисом и другими видами искусства, творческие портреты художников, статьи об отдельных книжных знаках и связях (на примере экслибриса) книги, ее владельца и художника. Так, в одном из номеров журнала была опубликована статья Стэнли Уэртейна "Приключения книжного знака Артура Конан Дойла", в которой захватывающе, под стать автору знаменитых детективов, рассказывалась история о том, как совершенно неожиданно в течение последних пяти-шести лет в целом ряде букинистических магазинов Европы и Америки появлялись книги Артура Конан Дойла, якобы из его личной библиотеки. "Свидетельством" тому служил вклеенный в книгах неизвестный до этого экслибрис Конан Дойла.
Интересна и статья самого У. Батлера "Неизвестный знак Добужинского". Автор статьи в увлекательной и в то же время строго научной форме рассказывает и о самом владельце библиотеки, Д. Н. Мавросе, и о художнике Мстиславе Добужинском, и о его книжных знаках.
Большой интерес представляют выставки, организуемые английским Обществом любителей экслибриса. Вот тематика некоторых из них: "Английские художники-экслибрисисты XX века" (1976), "История книжного знака в Великобритании" (1979), "Лондон на книжных знаках" (1984). Целый "букет" выставок был организован в связи с проведением в Оксфорде XIX Международного конгресса экслибрисистов (1982): международная выставка новых экслибрисов, выставка английского экслибриса, выставка японских книжных знаков, ретроспективная выставка польского экслибриса, персональная выставка известного английского художника Рейнольдса Стоуна и ряд других.
Одной из крупнейших, организованных к конгрессу в содружестве с Всесоюзным добровольным обществом любителей книги, следует считать выставку "Современное советское искусство экслибриса". На ней были представлены работы девяноста советских художников-графиков почти из всех республик Советского Союза. По существу это была первая столь представительная зарубежная выставка советских художников книжного знака. В ней участвовали москвичи Анатолий Калашников, Вадим Фролов, рижанин Петерес Упитис, киевлянин Александр Микловда, Александр Аксинин из Львова, Альфонсас Чяпаускас и Гражина Диделите из Вильнюса, Эвальд Окас из Таллина, Николай Селещук из Минска и многие другие. Выставка была открыта в залах Лондонского Университетского колледжа, где хранятся рисунки и гравюры таких великих художников, как Рубенс, Рембрандт, Дюрер и многих других, в том числе экслибрис Дюрера, выполненный художником в 1518 году для Пиркхаймера.
Большому интересу к выставке, к работам не только маститых мастеров советской графики, но и молодых художников, несомненно, способствовала деятельность профессора У. Батлера. Он не только активно участвовал в подготовке и формировании экспозиции, но издал каталог, который предваряла его статья о современном советском экслибрисе.
Была подготовлена к конгрессу также экспозиция графических работ А. И. Калашникова, которая была развернута в выставочном зале библиотеки Лондонского университета. На 24 стендах были представлены книжные знаки Калашникова, иллюстрации, почтовые марки, конверты и открытки, разнообразные графические работы: серии, посвященные старинным русским городам (Суздалю, Владимиру, Вологде и др.), древним городам Средней Азии, городам Европы, многочисленные портреты и т. д. К выставке был издан полный каталог работ Калашникова, подготовку которого, редактирование и написание вступительной статьи осуществил У. Батлер.
Как видим, работы советских художников вызывают немалый интерес у английских библиофилов и любителей искусства, в этом - заслуга и профессора У. Батлера. Необходимо отметить, что он способствует развитию этого интереса и собственными статьями. В 1981 году в Лондоне были опубликованы "Очерки о коллекционировании экслибриса в Ленинграде", а в 1982 году там же вышло в свет факсимильное издание "Словаря монограмм русских художников-экслибрисистов". В эти же годы в различных журналах публиковались его рецензии: на книгу Е. Осетрова "Золотой ключ" (журнал "Прайвит лайбрэри", 1980), на первые 12 выпусков "Альманаха библиофила" (там же, 1983), на библиографический указатель экслибрисов Библиотеки имени Н. А. Некрасова ("Журнал книжного знака", 1983) и др.
Прекрасный пример творческого содружества представляет совместная работа У. Батлера и А. И. Калашникова "Англо-русские отношения XVIII-начала XX века" (1984). Десять гравюр-импровизаций, выполненных советским художником, сопровождаются текстом У. Батлера. Всего десять гравюр и несколько страниц текста, но из них читатель узнает интересные сведения о связи культур двух стран - России и Англии: о Петре I, проявлявшем интерес не только к судостроению Англии, но и к книгопечатанию, посетившем типографию Оксфордского университета; о русском поэте К. Бальмонте, читавшем лекции в Оксфорде, о других выдающихся людях, причастных к англо-русским контактам тех времен.
Профессор У. Батлер - частый гость нашей страны: встречи с учеными, совместные заседания и дискуссии с советскими правоведами и обязательное посещение библиотек, беседы с художниками и любителями экслибриса. Всегда скромный, с приветливой улыбкой внимательный собеседник, он охотно рассказывает о себе, о старой и новой Англии, ее традициях и обычаях, с большим интересом выслушивает рассказы о прошлом и настоящем нашей страны, о нашей культуре, стремясь понять наши национальные традиции, понять и рассказать в Англии обо всем этом с позиции доброжелательного исследователя.

Источник: Альманах библиофила. Вып.22. Изд "Книга", 1987

в начало

© Идея и подбор материала - Нелепец Виктор Васильевич
©Дизайн, программирование и техническая поддержка - Нелепец Андрей Викторович
Дата создания - Февраль 2002 года.

Rambler's Top100