Музей экслибриса - на заглавную, Exlibris Museum

Exlibris - "из книг"

 
Музей экслибриса
О музее


Категории экслибрисов
по автору
по теме

 
 Информация
литература
книжная графика
издательские марки

 

 

П. А. Белецкий

ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ НАРБУТ

Георгию (Егору) Ивановичу Нарбуту следует отвести почетное место в истории русской графики предреволюционного десятилетия. Книги, им оформленные и иллюстрированные, хорошо знакомы библиофилам. Более узкому кругу специалистов известны оригиналы его работ и станковые композиции, в подавляющем большинстве хранящиеся в музейных фондах и частных коллекциях.
Нарбут родился и окончил свою жизнь на Украине, был знатоком ее художественной старины и народного искусства, что до некоторой степени определило своеобразие его индивидуальной манеры.
Работая в Петербурге, Нарбут входил в объединение "Мир искусства", принадлежа вместе с Д. И. Митрохиным и С. В. Чехониным к его младшему поколению. Переехав в Киев, он заложил основы новой школы украинской графики. То, что было создано им на Украине, относительно мало известно.
Издания с рисунками Нарбута в настоящее время представляют библиографическую редкость. Сколько-нибудь фундаментальной монографии о художнике нет вообще, а очерки и статьи, ему посвященные, во многом устарели и, разумеется, не во всех отношениях отвечают уровню современного искусствознания.
Лишь в последние десятилетия советскими исследователями была дана объективная оценка деятельности и наследия представителей "Мира искусства". Но это касается, в первую очередь, мастеров старшего поколения, а также Д. И. Митрохина, менее - С. В. Чехонина, и не может быть сказано о Нарбуте. Вот почему всестороннее изучение творческой биографии художника, публикация его малоизвестных, а в некоторых случаях и вовсе неизвестных произведений представляются задачей достаточно актуальной.
Нарбут-мастер неотделим от Нарбута-человека, неповторимо яркая и противоречивая личность отразилась в творениях художника, а характер его работы, определяемый теми или иными заказами, художественными впечатлениями, в свою очередь, влиял на формирование человеческой индивидуальности ко всякому сколько-нибудь значительному мастеру. Однако Нарбут, не получивший систематического художественного образования, в сущности был мастером-самородком. При изучении и истолковании творчества таких художников очень важно знать, какими они были людьми. В монографии использованы, критически сопоставлены воспоминания друзей художника, позволяющие воссоздать образ Нарбута-человека. Не все они были опубликованы. Писали о книгах, полностью оформленных и иллюстрированных Нарбутом, не касаясь тех, для которых он рисовал только обложки и украшения. Есть отдельные статьи о нем как мастере обложки, силуэтисте, экслибрисисте. Странно, но, признавая в нем замечательного шрифтовика, никто еще не исследовал с должной подробностью его шрифтовых композиций. В данной монографии их анализу уделено особое внимание. Работы, посвященной станковым произведениям Нарбута, еще нет, хотя материал для нее налицо. В этих произведениях обнаруживается еще одна грань таланта художника. Их "подтекст" требует расшифровки. Рассмотренные в связи с книжной графикой, обстоятельствами жизни, умонастроениями Нарбута, они помогают точнее определить его значение и место в современном искусстве.
Конечно, как художник Нарбут формировался в кругу мастеров "Мира искусства". В большинстве своем они ставили его талант очень высоко. И. Я. Билибин даже счел возможным сказать: "Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант... Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков". Разумеется, сейчас, в исторической ретроспективе, мы не можем поставить Нарбута надо всеми русскими графиками. Гораздо важнее охарактеризовать особенности его несомненного и значительного таланта, показать, чем он был обязан коллегам по "Миру искусства", чем от них отличался.
Говоря об "украинских корнях" творчества Нарбута, русскими исследователями не замеченных, необходимо было указать на конкретные источники его вдохновения. Связь художника с национальной художественной традицией украинскими исследователями отмечалась и преувеличивалась, но относительно слабо аргументировалась. Ф. Л. Эрнст даже склонен был все своеобразие Нарбута объяснить его происхождением: "Он был украинцем, не только по крови, языку, убеждениям,- украинской стихией насыщены и все его произведения, и формальный источник его гения бьет неизменно из родного чернозема Черниговщины".
Наряду с украинскими влияниями в творчестве мастера, конечно же, и в немалом числе, имеются и другие, особо тщательно отмеченные А. А. Сидоровым, не обойденные Э. Ф. Голлербахом. К их наблюдениям кое-что можно добавить. При этом стоит подчеркнуть: художественные влияния неоспоримо важны, но сами по себе определению места и значения художника в истории искусства служить не могут. Таковы основные аспекты исследования, предлагаемого на суд читателей.

В связи с большим объемом книги, здесь приводится только текст предисловия.
   Полный текст можно скачать здесь

Иллюстрации к книге находятся здесь

Источник:       Издание "Искусство", Л., 1985.

в начало

© Идея и подбор материала - Нелепец Виктор Васильевич
©Дизайн, программирование и техническая поддержка - Нелепец Андрей Викторович
Дата создания - Февраль 2002 года.

Rambler's Top100